Торговая компания HERRNSDORF, основанная в Маркнойкирхене ажно в 1865 году, прошла долгий и славный путь. В 20-е годы в мастерских на Адорфер штрассе, 12
был налажен выпуск блок-флейт и прочих кларнетов, после войны дело дошло до джаззовых и гавайских гитар, а в середине 50-х и до электрогитар, чему немало
поспособствовали тесные связи с Вилли Голлером (изготавителем звукоснимателей RELLOG) и RADIO-JAHNA, занимавшимися производством усилителей –
результатом стала серия инструментов и комбиков под названием ELECTRO-ARTIST. В мастерской HERRNSDORF по официальным данным работали 16 человек,
ухитрявшихся выпускать до 9000 инструментов в год (при этом 6000 уходили в СССР) – во что, если честно, верится с некоторым трудом, особенно учитывая
изготовление не только малоформатных
Universal но и циклопических
Electro-Schlagbass. Рассматриваемая модель
относится к числу мегаредких (всего известно не более четырёх подобных инструментов), а название "Telestar" является моим сугубым произволом.
Небольшой корпус гитары, навевающий своими смелыми ретрофутуристическими обводами мысли о Казанцеве и Ефремове, изготовлен из ольхи.
Гриф из двух разделённых буковой вставкой частей клёна не имеет анкера и вклеен в корпус по 16-му ладу. Палисандровая накладка размечена крайне
прихотливой комбинацией разнокалиберных дотов. Открытые колки с расклёпанными в шестернях валами на двух планках с клеймами "D.R.G.M./WARG" установлены
безо всяких втулок на гексагональной голове, не имеющей никакого наклона – что не лучшим образом сказывается на прилегании струн, проходящих трёхслойный
направляющий порожек, к нулевому ладу. Помимо экзотической формы, инструмент поражает и отделкой: корпус полностью оклеен искристым целлулоидом, обе
деки забраны чёрным кантом, гриф – белым, лицевую сторону пера грифа украшает чёрно-белая целлулоидная аппликация, а на верхней деке
красуется литой пластиковый логотип фирмы.
Построенный по заветам
дедушки Крылова струнодержатель-тремоло, позволяющий работать
довольно коротким рычагом в обе стороны, изготовлен западногерманской фирмой SCHALLER, что лишний раз подтверждает, что рассматриваемая гитара
относится к концу 50-х. Палисандровый бридж с пластиковым порожком не имеет никакой возможности регулировки мензуры и способен лишь подниматься и
опускаться при помощи двух латунных винтов с накаткой. Верхняя антабка представляет собой стандартное для немецких гитар колечко под карабин, а нижняя
напоминает какую-то фиксирующую гайку с накаткой на шляпке.
Схема инструмента состоит из двух намертво привинченных к деке синглов RELLOG Gitona в металлических корпусах, смонтированного на щедро прикрученном
к корпусу пикгарде из белого пластика темброблока и гнезда под радиовилку, установленного на обечайке (все выборки в корпусе сделаны при помощи сверла
Форстнера либо перьевого сверла). Органы управление просты и наглядны (сверху вниз): громкость некового датчика, громкость бриджевого датчика,
галетный селектор звукоснимателей (нек, бридж, нек+бридж).
Как это водится у экзотических инструментов, "Telestar" производит двоякое впечатление. С одной стороны, это более чем импозантная маленькая (общая
длина 88 см, вес чуть более 2 кг) гитара с мензурой 575 мм и подчёркнуто винтажным голосом, хорошо укладывающимся в каноны эстрады чёрно-белой
эпохи, лёгкого рок-н-ролла и иных наивных и бесхитростных стилей, а посредством использования различных залихватских обработок инструмент может стать
вполне годным источником всяких странных звуков для инди. С другой стороны, гитара имеет весьма узкое межструнное расстояние, малому углу перелома
струн через нижний порожек позавидует даже ФОРМАНТА, а сколь-либо заметный
перегруз способен превратить звук в кашу. Но зато – редкая редкость. В комплекте с инструментом штатно шли фанерный кофр и педаль экспрессии.
Данный экспонат, изготовленный где-то в конце 50-х годов прошлого века, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у барнаульским
коллекционером Максимом КАРАТАЙСКИМ в 2025 году.
|