Производство электрогитар на Куйбышевской фабрике музыкальных инструментов началось в 1971 году. Производство это не было поточным – гитары изготавливались
на заказ, суммарно в год выпускалось около 120 комплектов Соло/Ритм/Бас, поэтому каждый дошедший до нас экземпляр ценится на вес золота.
Первоначальный дизайн инструментов был достоин кисти итальянских мастеров,
но очень скоро принял более традиционные формы. Рассматриваемая
инкарнация является третьей по счёту и отличается от предшественницы формой рогов и отдельными частями фурнитуры.
Корпус инструмента, "немецкой резьбой" по периметру напоминающий изделия тевтонского гитарпрома, изготовлен из ольхово-букового мебельного щита,
скреплённого берёзовой фанерой. Безанкерный гриф выполнен по технологии
Everstraight, то есть представляет собой переклей множества слоёв
букового и махогонового шпона, сообщающих ему необходимую механическую прочность. Гриф крепится к деке двумя прикрытыми лепестком искристого пластика
солидными винтами, вкручивающимися в металлические мебельные втулки в пятке. Палисандровая накладка размечена ленточными маркерами из того же искристого
пластика. Трёхслойный верхний порожек является направлющей для нулевого лада. Колковая механика фабрики им. Луначарского с силуминовыми валами на
одной планке установлена через весьма солидные шестигранные металлические втулки (следующая инкарнация данной модели имела колки, расположенные на две
стороны, 2х3). Безусловно, самарские гитары можно по умолчанию считать победительницами во всесоюзном соревновании по отделке: корпус инструмента и обе
плоскости пера грифа оклеены перлоидным пластиком, гриф и фаски на деке залиты эмалитом, гриф украшен однослойным кантом, а
обе деки и торец корпуса
по периметру забраны кантом трёхслойным!
Струнодержатель-тремоло на пятиугольном основании дублирует по принципу работы
"немецкое Бигсби" и позволяет работать огромным рычагом
с несколько нетрадиционным расположением рукоятки на повышение и понижение тона. В отличие от более ранней версии САМАРЫ, прикрытый металлическим
кожухом бридж представляет собой металлическое корытце с раздельными роликовыми сёдлами, установленное на регулировочных гайках. Таким образом, музыканту
доступна точная юстировка мензуры каждой струны в отдельности. Кроме того, бридж снабжён качельным демпфером, позволяющим получать эффект банджо –
в отличие от своих немецких предков сурдина фиксируется только за счёт трения. Антабки, расположенные на противоположных торцах корпуса имеют достаточный
диаметр для надёжной фиксации ремня.
Схема инструмента смонтирована на пикгарде из искристого пластика с нарисованным белым кантом, и включает в себя три звукоснимателя (явно спроектированные
по канонам Simeto), пятипозиционный варитон на верхнем роге, обеспечивающий коммутацию некового и бриджевого звукоснимателей (мьют, бридж, бридж+нек,
бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ), дополнительный регулятор громкости, активируемый только в одном из верхних положений, четырёхпозиционный
варитон, подключающий средний датчик (мьют, чистый сигнал, обрез НЧ, ещё больший обрез НЧ), мастер-громкость и гнездо СГ-3. На разных инструментах схемы
могли варьироваться в зависимости от пожеланий конкретного заказчика. На данном экземпляре ручки представляют собой дюралевые цилиндры с накаткой.
Получившийся у куйбышевских лютье гештальт показывает, что если не гнаться за планом, то даже в условиях социалистического производства можно делать нормальные вещи
– но немного. САМАРА представляет собой вполне ладный, очень красивый инструмент с мензурой 640 мм, удобным профилем и звучанием... ну да, естественно,
прекрасно подходящим для неэкстремальной музыки в диапазоне от сёрфа и джазза до инди и лёгкого блюза. Панк и хэви метал ему, по понятным причинам,
не показаны. К недостаткам гитары, помимо её редкости, можно отнести крайне посредственную колковую механику, не совсем очевидную схему и не самое
безупречное тремоло.
Данный экспонат, произведённый где-то во второй половине 70-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ’у Лабинским
коллекционером Максимом БУРЦЕВЫМ в 2025 году.
|