МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


MUSIMA Record

Электрогитара MUSIMA Record

Подобно большинству морганов и ротшильдов, образованная в 1952 году в Маркнойкирхене фирма MUSIMA, ставшая головным предприятием музыкальной промышленности ГДР, на начальном этапе своего существования формировала стартовый капитал за счёт отъёма активов у менее удачливых игроков: здание на Песталоцциштрассе, 21 было отжато у компании MARMA, а основной станочный парк, материалы и, главное, искусные рабочие руки были изъяты государством у ряда небольших производств и переданы новорожденному титану. Среди прочих раскулаченных оказалась и фирма ROGER, основатель которой, Венцель Россмайсель, как-то внезапно очень удачно сел весной 1951 года на четыре года по обвинению в незаконном обороте валюты (отметим в скобках, что его сын Роджер в 1953 году эмигрировал в США, где разработал изрядное количество моделей для GIBSON, RICKENBACKER и FENDER, так что когда малограмотные брендодрочеры через губу бубнят, что "все европейские гитары – просто убогие кальки с омериканьских оригиналов", делается смешно). Гитара ROGER Super-Ultra послужила прототипом топовой модели MUSIMA Record, впервые явленой на Лейпцигской ярмарке в 1955 году и выпускавшейся с кучей модификаций до середины 80-х. Мы рассмотрим самую раннюю инкарнацию этого легендарного инструмента.
Корпус гитары поражает своей замороченной конструкцией: верхняя дека представляет собой елово-махогоново-еловый сэндвич с красивейшей "немецкой резьбой" по периметру, благодаря чему слой красного дерева образует характерный замкнутый контур. Нижняя дека построена по аналогичному принципу, но уже на основе кленово-махогоно-кленового бутерброда. Верхняя дека изнутри дополнительно усилена парой продольных пружин. Полноразмерная обечайка изготовлена из массива клёна. Безанкерный гриф собран из переклея большого числа слоёв клёна и красного дерева, что особенно эффектно смотрится с обратной строны. Накладка выполнена из палисандра и размечена косыми параллелограммами, продублированными треугольниками на ребре. Как и подобает немецким гитарам, гриф крепится к корпусу, длинным винтом, проходящим через вклеенную в пятку металлическую муфту и вкручивающимся в футорку в верхнем клёце. Трёхслойный порожек направляет струны на нулевой лад. Раздельные открытые колки RUBNER с овальными лопастями, фиксируемыми крошечными винтиками, установлены через характерные шестигранные втулки. Что поражает в Record'е, так это небывалая тщательность в отделке: обе деки объяты шестислойным трёхцветным кантом, по обечайкам, грифу и оригинальным эфам идёт трёхцветный кант, а перо грифа украшено кантом двухцветным. Название модели выгравировано на врезном пластиковом ромбике на голове грифа. Значительная часть Record'ов красилась в санбёрст различных оттенков и плотностей, но некоторые были такими вот природными блондинами.
Струнодержатель, фиксирующейся за прикрученный к обечайке тремя шурупами небольшой зацеп, представляет собой металлическую пластину с декоративными фасками по периметру, прорезями и изящной "волной", перекликающейся с формой головы грифа. Незакреплённый на деке бридж изготовлен из эбена и позволяет отстраивать общую высоту и мензуру струн. В отличие от последующих инкарнаций, данный инструмент укомплектован только одной пластиковой антабкой на нижнем торце. На гитаре установлен пикгард из красивого струйчатого клёна с чёрной инкрустацией, который крепится кронштейном к обечайке и шпильками к торцу грифа.
Схема гитары поражает своей лаконичностью: врезанный в хвостовик грифа сингл RELLOG с декоративной пластиной-магнитоводом и гнездо под некий немецкий аналог RCA, врезанное в пятку грифа.
Как музыкальный инструмент этот Царь царей, безусловно, прекрасен: безумно роскошная, солидная и отчётливо винтажная гитара с мензурой 640 мм, просто созданная для искусных джаззовых переборов и раннего рок-н-ролла с рокабилли. Если же искать на солнце пятна, то можно отметить солидный вес, определённую громоздкость корпуса и довольно слабый выхлоп звукоснимателя – но все эти мелочи, конечно, меркнут в свете ауры настоящего "кадиллака" из мира гитар.

Данный экспонат, изготовленный, судя по ряду косвенных признаков, в районе 1957-59 годов, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Лабинским коллекционером Максимом БУРЦЕВЫМ в 2025 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ