МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


MARMA "1653"

MARMA

Немецкое предприятие MARMA (Musikhaus am Rhein, Mainz), основанное в Майнце в 1920 году, после войны оказалось в центре силезского гитаростроения, городе Маркнойкирхен. Поначалу инструменты для фирмы изготавливали мастера-надомники, однако в 60-х MARMA обзавелась собственной мастерской, где помимо музыкальных инструментов изготавливались каподастры, метрономы, смычки и удивительное устройство Guitarola, крепившееся на гриф гитары и позволявшее, не зная аппликатуры, зажимать целые аккорды при помощи специальных рычажков – примерно как на клавишной цитре или колёсной лире.
Небольшой корпус, не имеющий вырезов (отсюда и условное "1653" в названии), состоит из усиленной тремя поперечными и двумя короткими продольными пружинами еловой верхней деки, донца из кленовой фанеры, усиленного тремя поперечными пружинами, и обечайки из кленового шпона. Безанкерный гриф, набранный из трёх брусков бука, вклеен в корпус по 14-му ладу. Палисандровая накладка размечена ленточными маркерами из целлулоида. Приставной трёхслойный порожек служит направляющей для нулевого лада. В оригинале на гитаре стояли открытые колки на двух планках с леденцово-перламутровыми овальными лопастями, но поскольку их механизм являлся неразъёмным и нерегулируемым (валы расклёпаны в шестернях), то ввиду износа, колки были заменены на более современные. Гитара выкрашена в довольно симпатичный бёрст, лицевая сторона трапецеидального пера грифа оклеена белым целлулоидом, задняя дека обрамлена однослойным чёрным кантом, усиленные изнутри дополнительными подклейками эфы в форме "cat eye" украшены однослойной белой окантовкой, а верхняя дека - нарядным чётырёхслойным кантом.
Простенький струнодержатель-трапеция крепится к обечайке тремя небольшими шурупами. Незакреплённый на корпусе бридж с пластиковым порожком (типовой для ГДРовских гитар того периода) состоит из двух деревянных плашек и позволяет отстраивать высоту струн и общую мензуру. Одинокая нижняя антабка – милый грибок из белого пластика. Гитара укомплектована украшенным логотипом производителя пикгардом из белого целлулоида, который крепится к инструменту металлическим кронштейном через обечайку и шпилькой к торцу грифа.
Как музыкальный инструмент данное изделие педантичных фрицев весьма симпатично: это очень добротная лёгкая гитара с мензурой 640 мм, вполне удобная и достаточно винтажно звучащая: джаззовые каденции, авторская песня и лирические переборы идут прекрасно, а вот чёсовые вещи и вообще "русский рок" – не очень. К недостаткам инструмента можно отнести невечную колковую механику, отсутствие анкера (что превращает покупку подобных гитар через интернет в своеобразную лотерею) и неразъёмную конструкцию инструмента, изрядно затрудняющую его сервисное обслуживание.

Данный экспонат, изготовленный где-то в середине 60-х годов прошлого века, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Лабинским коллекционером Максимом БУРЦЕВЫМ в 2025 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ