Ереванское опытное предприятие Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности "Фабрика музыкальных инструментов", располагавшееся в столице
солнечной Армении, славится своими изюмительными традициями порождения удивительных инструментов. Рассматриваемый ниже экземпляр, вероятнее всего,
является уникальным изделием, выпущенным к какой-нибудь республиканской, а то и общесоюзной выставке ТНП, на которых предприятия старались поразить
публику и представителей министерств чем-нибудь этаким. Учитывая, что количество подобных инструментов хотя и крайне невелико, но не ограничивается
одним экземпляром, можно предположить, что мы имеем дело со своего рода "кастомшоп хэндмейд делюкс лимитед эдишен" моделью.
Корпус инструмента, крайне отдалённо напоминающий обводами легендарный
леспол, изготовлен по традиционной ереванской технологии: буковый блок
ламинирован с обеих сторон фанерой. Склееный из трёх кусков бука безанкерный гриф крепится к деке тремя шурупами, проходящими через овальный металлический некплейт
с выбитым серийным номером. Буковая накладка маркирована (и криво маркирована!) небольшими перлоидными дотами. Приставной порожек из нескольких слоёв
белого целлулоида является направляющей гребёнкой для нулевого лада. Колки с силуминовыми штоками производства фабрики им. Луначарского на двух планках
2х3 установлены через металлические втулки, которые крайне условно держатся в отверстиях. В отличие от всех прочих Ереванских электрогитар
данный инструмент имеет чёткие грани корпуса, забранные, как и гриф, тонким белым кантом. Помимо этого, вместо типичной глухой однотонной полиэфирной заливки мы
имеем достаточно грубо нарисованный красно-чёрный бёрст с небольшими вкраплениями бронзовой пудры, сообщающей покрытию эффект "звёздной пыли" (надпись
"Jipson" и запрещённая перевёрнутая руна "алгиз" в кружочке являются художественным творчеством кого-то из владельцев). Форма головы
грифа также более нигде не встречается.
Вибрато системы «Floating Tremolo» почти полностью
скопировано со ставившихся на Чехословацкие
гитары JOLANA – главное
отличие в полукруглом выступе зацепа и наличии цанговой гайки. В отличие от остальных КРУНКов у этого "леспола" в машинке установлено целых две пружины.
Бридж, также позаимствованный у чехов, металлический, незакреплённый на корпусе, позволяющий регулировать общую высоту струн и юстировать мензуру каждой
струны в отдельности. Антабки – небольшие металлические цилиндры с кольцевой проточкой, напоминающие ответные части современных стреп-локов.
Схема инструмента состоит из двух Ереванских нерегулируемых синглов в металлических корпусах и теброблока, смонтированного на пикгарде вычурной формы,
изготовленном из молочного оргстекла. Верхняя ручка (как на КРУНК-50) отвечает
за баланс сигналов датчиков, нижняя – мастер-громкость, а венчает это всё привычный нам разъём СГ-5. В отличие от большинства КРУНКов эта гитара имеет
заземление струн и нарядные белые вставки в датчиках.
Получившийся в итоге инструмент вызывает достаточно положительные эмоции: она достаточно импозантна, имеет мензуру 650 мм, в отсутствие громадных выборок
в корпусе у неё нормальный баланс и более полный голос, а благодаря тому, что нековый датчик установлен ниже бриджевого, их громкости
более-менее выравнены. С другой стороны, почти все фамильные болезни ераванских гитар остались на месте: кривозабитые лады, толстенный гриф, ненадёжная
колковая механика и тремоло. В целом, можно порекомендовать этот инструмент для домашних музицирований и потрясающих фотосессий. Помимо шестиструнной
гитары в подобном изводе выпускались "леспол-басс" и КРУНК "Мини".
Представленный экспонат, произведённый в 1976 году (серийный номер 128), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных
электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2024 году.
|