МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


JOLANA Tornado

Электрогитара JOLANA Tornado

Вероятно, самая легендарная (и самая популярная в СССР) полуакустика JOLANA, запущенная в производство в 1963 году на заводе концерна в Градце Кралове, и ставшая родоначальницей обширного семейства типовых гитар и бассов.
Корпус гитары изготовлен из кленовой фанеры по мотивам GIBSON ES-330, то есть – две профилированные деки, скреплённые такой же обечайкой, при этом верхняя дека усилена двумя мощными продольными балками. Кленовый гриф крепится к деке при помощи четырёх шурупов, проходящих через металлический некплейт. Эбеновая накладка размечена небольшими дотами из натурального перламутра. Верхний порожек изготовлен из алюминия. Для прижимания к порожку первых двух струн на голове установлен небольшой ретейнер-бабочка. Колковая механика открытого типа, смонтированная на одной планке 1х6, установлена через небольшие металлические втулки. Регулировочная гайка анкера с отверстиями под вороток выведена в пятку грифа. Инструмент окрашен в "царский пурпур", гриф, обе деки и эфы забараны однослойным белым кантом, а перо грифа украшает декаль с названием модели.
Тремоло, совмещённое со струнодержателем, является довольно удачной вариацией на тему Bigsby и позволяет работать рычагом в обе стороны – и на понижение, и на повышение строя. Ставший классическим незакреплённый на деке металлический бридж с возможностью регулировки высоты струн и точной подстройки мензуры укомплектован перекидной пластиной-демпфером (конструктивно наследующей ставившимся на гитара FENDER Jaguar), позволяющей при помощи резиновой сурдины получать эффект глушения струн, позиционируемый как "звук банджо". При этом верхняя силуминовая обойма с вкручивающимися по резьбе цилиндрическими сёдлами опирается на шпильки, входящие в утопленные в выемках стального основания через полиэтиленовые муфты, и может в некоторых пределах покачиваться при работе рычагом – данное решение, судя по всему, как и кое-что другое, позаимстовано у американской классики. Нижняя антабка представляет собой чехословацкое ноу-хау: небольшую вывинчивающуюся подстроечную отвёртку, а верхняя имеет довольно солидный диаметр и крепится шурупом, проходящим сквозь отверстие в некплейте.
Электрическая схема гитары довольно навороченная: три звукоснимателя-сингла Maestro управляются пятью клавишными переключателями и четырьмя потенциометрами! Впрочем, после понимания принципа работы, управление становится лёгким и приятным. Попробую объяснить, что делает каждый из элементов. Верхний левый клавишный переключатель позволяет нам выбирать один из двух режимов работы схемы. Когда клавиша утоплена в сторону грифа, включается только средний звукосниматель, уровень и тембр которого регулируются соответственно верньерами слева (при этом у него по деффолту обрезаны НЧ). Во втором положении средний звучок отключается, зато работают бриджевый и нековый, включаемые нижними двумя клавишами "баяна" справа. Громкость их регулируется соответствующими потенциометрами справа внизу. Оставшиеся две клавиши отвечают, соответственно, за включение фильтров НЧ и ВЧ. По сути, вся система является развитием двухканальной схемы работы всё того же FENDER Jazzmaster.
Инструмент, действительно, получился вполне самостийный: это импозантно выглядящая гитара с мензурой 630 мм, удобная и нетяжёлая, а её хитрая схема позволяет достаточно оперативно нарулить практически любое звучание – с одним только "но": это будет отчётливо олдскульное звучание. Никаких вам BLINK 182 :) Зато, как выяснилось, для исполнения национальных азербайджанских мелодий Tornado подходит замечательно – в следствие чего их поголовье в Роcсии постепенно сокращается. Это не хохма, а реальный факт, подтверждённый независимо несколькими музыкальными мастерами и продавцами гитарного антиквариата.

Настоящий экземпляр, выпущенный в 1963 году (серийный номер 1682) ещё ждёт восстановления: его поразила характерная для отдельных партий чехословацких гитар "кантовая чума": в силу неких химических реакций, целлулоид канта становится чрезвычайно хрупким и начинает неостановимо выкрашиваться. Учитывая, что "подводная" (то есть, скрытая краской) часть этого айсберга значительно превышает видимую, а процесс разложения идёт по всему объёму пластика – это составляет изрядную проблему.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ