Пожалуй, самая известная модель гитары одноногого мастера Мартина Граубнера, проживавшего в Мекке восточногерманского лютнерства городе Маркнойкирхен.
После национализации его мастерской, Мартин строил инструменты для MIGMA, PERL GOLD, HERRNSDORF, а также разработал для MUSIMA лак, который не был
настолько токсичен, как использовавшиеся до него.
Довольно крупный корпус глубиной 60 мм собран из двух профилированных дек из кленовой фанеры (верхняя усилена одинокой еловой пружиной) и обечайки из массива клёна.
Безанкерный гриф из переклея махогоновых и кленовых брусков крепится к корпусу металлическим винтом, вкручивающимся в латунную втулку, закреплённую
в верхнем еловом клёце. Накладка, размеченная прозаическими дотами, изготовлена из палисандра. Небольшой пластиковый порожек служит направляющей для
нулевого лада. Открытые колки на двух планках 2х3 с расклёпанными в шестернях валами установлены безо всяких втулок. Инструмент выкрашен в довольно
яркий трёхцветный бёрст, нижняя дека, эфы и гриф украшены однослойным кантом, а верхнюю деку подчёркивает кант четырёхслойный. Кроме того, перо грифа
оклеено белым целлулоидом с характерной чёрной аппликацией, форма которой служит, в некотором роде, подписью мастера.
Струнадержатель, являющийся одним из трёх типовых для ГДР, состоит из двух частей: прикрученного к обечайке тремя шурупами небольшого зацепа и собственно
держателя струн, украшенного по периметру симпатичными фасками. Двухсоставной деревянный бридж с пластиковой косточкой не закреплён на корпусе и
позволяет регулировать общую высоту струн и их мензуру. На нижнем торце обечайки установлена сиротливая пластмассовая антабка. Кроме того, инструмент
укомплектован кокетливым целлулоидным пикгардом с названием модели, который крепится металлическим кронштейном к обечайке и двумя шпильками к хвостовику
грифа.
В целом Rex, как и подабает его царственному имени, выглядит достаточно величественно и вызывает весьма положительные эмоции: это довольно лёгкая
и весьма харизматичная гитара с мензурой 645 мм, обладающая исключительно звучным и певучим голосом, великолепно подходящим для акустичсекого джазза
и эстрадных переборов. К недостаткам инструмента можно отнести слегка толстоватый профиль грифа и неподвластную обслуживанию неразборную колковую механику
– а также необходимость реально уметь играть, а не просто тренькать.
Данный экспонат, изготовленный где-то в конце 50-х годов прошлого века, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Лабинским
коллекционером Максимом БУРЦЕВЫМ в 2025 году.
|