Появившаяся в 1964 году модель Texan западногерманской фирмы FRAMUS, базировавшейся в Мекке баварского лютнерства городе Бубенройте, выпускалась с массой
модификаций до середины 70-х и снискала себе заслуженную симпатию у самых разных музыкантов – в частности, это первая гитара Дэвида Боуи.
Довольно крупный корпус формата "дредноут" состоит из выполненной из массива ели верхней деки, усиленной сложной системой пружин в основе которой
косой крест ниже резонаторного отверстия, выпуклой нижней деки из кленовой фанеры, усиленной тремя поперечными рипами, и довольно широкой обечайки из кленового
шпона. Гриф, по славной традиции FRAMUS'а построенный по технологии Everstright (перпендикулярный накладке переклей бесчисленных слоёв кленового или
букового шпона) крепится к корпусу на электрогитарный манер: четырьмя шурупами, проходящими через небольшой трапецеидальный некплейт с надписью
"Made in Germany". Гайка анкера под накидной ключ-семёрку выведена в голову грифа и в оригинале прикрыта треугольной пластиковой крышечкой, на данном
экземпляре утраченной. Размеченная круглыми дотами, продублированными точками на ребре, накладка изготовлена из палисандра. Для надёжного прилегания струн к верхнему порожку в виде
привинченного металлического уголка с пропилами для струн, служащего направляющей гребёнкой для нулевого лада, на голове предусмотрен ретейнер в виде
металлической плашки с отверстиями для пар струн. Открытые колки на двух планках 2х6 установлены через небольшие металлические втулки. Корпус инструмента
выкрашен в приятный табачный бёрст, обе деки забраны однослойным кантом, розетка заключена в две концентрические целлулоидные инкрустации, а на голове
красуются ещё две инкрустации, но уже латунные – в виде виноградной лозы и логотипа фирмы.
Подставка на данной гитаре – это отдельная песня и инженерная поэма: массивное палисандровое основание в форме усов (вероятно в детских книжках Веймарской
республики техасских рейнджеров изображали именно с такими усами) привинчено сквозь деку винтами, проходящими через пару декоративных металлических накладок
по краям и через металлический струнодержатель. Помимо этого, кобылка снабжена пластиковым порожком, установленным в прорези металлического брусочка, высота
которого регулируется двумя винтами с массивными рифлёными шляпками. Таким образом данное сооружение позволяет отстраивать высоту струн без слесарных
работ, что на акустических гитарах встречается не так, чтобы часто. Инструмент укомплектован двумя антабками, расположенными на противоположных полюсах
обечайки, при этом нижняя антабка классический для акустик пластмассовый пин, а верхняя – такая же, как устанавливались на FRAMUS'овские электрогитары,
из алюминия. Помимо этого, инструмент укомплектован изящным пикгардом из двухслойного пластика с теснёным логотипом фирмы.
Схема инструмента, естественным образом, довольно проста: установленный в розетке через рамку из четырёхслойного пластика звукосниматель-сингл с регулируемыми
винтами-магнитоводами, регуляторы громкости и тембра, бесхитростно врезанные в деку, и пластиковое гнездо под джек на обечайке.
Рассматриваемый инструмент исключительно хорош: это солидно выглядящая и при этом достаточно лёгкая гитара, с мензурой 630 мм и неожиданно для
12-тиструнки удобным грифом, чистым, ярким и периливчатым тембром, идеально подходящим для фолка, кантри, рока, фолк-рока и традиционной музыки – особенно,
если играть на ней не переборами, а агрессивным боем.
Данный экспонат, выпущенный в январе 1969 года (серийный номер 03420), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Лабинским
коллекционером Максимом БУРЦЕВЫМ в 2025 году.
|