Как это принято у европейских производителей гитар, баварская фирма FRAMUS пользовалась отлаженной схемой: на базе одного инструмента за счёт комбинирования
различных схем, элементов фурнитуры, отделки и прочих деталей экстерьера строилось целое семейство моделей, разобраться в которых подчас неспособны даже
специалисты (тем паче, что после банкротства фирмы в 1975 году вся документация предприятия была утеряна и опираться при идентификации конкретной палки
можно только на сохранившиеся каталоги, в которых названия гитар зачастую отличаются от издания к изданию). Данное изделие, носящее гордое
имя 5/168-54 Golden Strato de Luxe, появилось в проспектах предприятия в 1964 году и производилось, ориентировочно, до 1967 года.
Изящный корпус, обводами явно восходящий к американской классике,
изготовлен из ольхи, фанерованной с обеих сторон кленовым шпоном. Гриф, выполненный по технологии Everstright (переклей огромного числа слоёв букового
и махогонового шпона, перпендикулярных плоскости накладки), крепится к деке четырьмя шурупами, проходящими через небольшой трепецеидальный
металлический некплейт. Гайка анкера под накидной ключ выведена в голову грифа и прикрыта крышечкой из двуслойного пластика. Размеченная круглыми дотами,
продублированными точками на ребре, накладка изготовлена из палисандра. Приставной пластиковый порожек служит направляющей для нулевого лада. Раздельные
закрытые колки с коронообразными лопастями и массивными цилиндрическими корпусами установлены через небольшие металлические втулки, откровенно
напоминающие обычные люверсы. Инструмент выкрашен в весьма яркий clowan-бёрст, гриф затонирован под красное дерево, накладка забрана однослойным
белым кантом, перо грифа с лицевой стороны оклеено эбеновым шпоном с врезным латунным логотипом производителя, а вся фурнитура (за исключением бриджа)
покрыта роскошным цыганским золотом в 24 карата. Короче, дорого-богато.
Струнодержатель-тремоло является крайне дальним родственником системы Bigsby: установленный на двух опорах через шарикоподшипники металлический брусок
с прорезями для фиксации струн снабжён опирающимся на пружину кронштейном с цанговым зажимом для рычага. Получившаяся конструкция позволяет в некоторых
пределах повышать и понижать тон. Прикрытый металлическим кожухом бридж, напоминающий конструкцией тюн-о-матик и дающий возможность регулировать
общую высоту струн, снабжён раздельными сёдлами, позволяющими юстировать мензуру каждой струны в отдельности. Помимо этого, бридж укомплектован
качельным демпфером с сурдиной из микропористой резины – причём расположение защёлки справа от струн исключает его случайное включение, что намного
более милосердно, нежели на некоторых
других моделях. Алюминиевые антабки представляют собой почти
классические рюмки. Гитара укомплектована красивым черепаховым пикгардом, прикрывающим выборки в корпусе.
Схема инструмента весьма затейлива и не сказать, чтобы понятна интуитивно. Три регулируемые звукоснимателя-сингла, установленные через металлические ванночки,
прикрученные в выборки корпуса, коммутируются тремя двухпозиционными ползунками на небольшом металлическом пикгарде слева от грифа. Смонтированный же
на огромном панцире темброблок способен вызвать вопросы. Безусловно, основным аттракционом данной модели является "Organ Effect" – активируемый
верхним переключателем потенциометр громкости, который в рабочем положении полностью закрыт возвратной пружиной и открывается при помощи специальной
цилиндрической ручки с курком, за который положено цепляться мизинцем. Следом идёт обычная ручка мастер-громкости, затем индивидуальные потенциометры
регулировки тона каждого звукоснимателя – и вот тут в проектировщике гитары инженер явно взял верх над музыкантом: если у среднего датчика мы имеем
бесхитростный обрез ВЧ, то регуляторы для нека и бриджа работают совершенно неочевидным образом: средний ползунковый переключатель либо позволяет
плавно регулировать обрез ВЧ некового датчика, либо полностью их обрезает, а нижний ползунок в одном положении даёт фиксированный обрез НЧ бриджевого
звукоснимателя с плавной регулировкой обреза ВЧ, а во втором, наоборот, обрезает ВЧ с плавной регулировкой обреза НЧ крайним левым потенциометром.
Постичь эту причудливую логику управления никто из музыкантов не может, чему свидетельство видеообзоры, в конце которых все ведущие приходят к
идентичным резюме: "В общем, хрен его знает... вроде что-то в звуке меняется, но непонятно что".
Невзирая на несколько мутноватую для понимания схему, 5/168-54 вся равно вызывает восхищение: это очень красивая (почти щикааарная!), очень удобная
гитара с мензурой 625 мм, неплохо уживающаяся с перегрузом и вполне перекрывающая весь спектр вменяемых стилей от бита и джазза до харда и инди.
Из недостатков, помимо неявной регулировки тембров, можно отметить солидный вес и не всегда корректно работающий анкер. А так – полный вперёд,
let's rock!
Данный экспонат, выпущенный в марте 1965 года (серийный номер 9303-65С), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у петербургским коллекционером
Кириллом Покровским в 2025 году.
|