В 1940 году в голландском Валкенсваарде вышедший на пенсию начальник железнодорожной станции Уильке Эгмонд открыл мастерскую по производству
музыкальных инструментов. Поначалу он трудился один, затем во время войны к нему присоединились сыновья Дик, Яап и Жерар, но бизнес лихо пошёл в гору, и на
открывшейся в 1961 году в Эйндховене фабрике EGMOND работало уже более двухсот человек, выпускавших в год 125000 инструментов, буквально завалив Европу
своими недорогими изделиями, призванными утолить тягу неспособных приобрести себе вожделенный FENDER патлатых хлопцев к новоизобретённой бит-музыке.
Понятно, что основную массу продукции составляли инструменты бюджетного сегмента, далёкие от кастомшопового уровня, но вполне позволяющие музицировать,
если вам действительно хочется играть, а не мериться тонвудами. В результате экспансии ещё более дешёвых азиатских гитар, фирма не справилась
с конкуренцией и прекратила своё существование в 1976. Мы рассмотрим модель, лаконично названную "4" и выпускавшуюся в 1964-67 годах.
Двурогий корпус изготовлен из берёзовой фанеры. Верхняя дека усилена солидным еловым блоком, проходящим по оси инструмента, при этом между блоком и
нижней декой вставлена короткая поперечная распорка, сообщающая конструкции необходимую жёсткость. Буковый гриф крепится к корпусу как на акустиках,
длинным винтом, проходящим сквозь пятку (при этом монтажное отверстие закрыто изящной резиновой заглушкой) и дополнительным шурупом, спрятанным
под маркером 21-го лада. Накладка, размеченная обычными дотами, изготовлена из венге. Пластиковый верхний порожек, являющийся направляющей для
нулевого лада, дополнительно фиксируется двумя крошечными гвоздиками. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта алюминиевой крышечкой в виде
перевёрнутой буквы "Т" с логотипом предприятия-изготовителя и надписью "Made in Holland". Открытая колковая механика на двух планках 2х3 снабжена
тонкостенными втулками-люверсами. Инструмент выкрашен в очень красивый тобакко-бёрст, верхняя дека украшена кантом, бесхитростно нарисованным белой краской, а на
пере грифа красуется набитый шелкографией логотип фирмы.
Красивый хромированный струнодержатель стандартного для полуакустик типа крепится к обечайке тремя шурупами. Эбеновый бридж с пластмассовой косточкой
не закреплён на корпусе и позволяет отстраивать общую мензуру струн и регулировать их высоту при помощи двух шайб с накаткой. Несколько озадачивает
штатное наличие только одной нижней антабки в виде крупного деревянного гриба, но такова была логика производителя.
Электроника инструмента представляет собой комплектный отформованный из белого полистирола пикгард с одним замаскированным под хамбакер
звукоснимателем-синглом, регуляторами мастер-громкости (слева) и обреза ВЧ (справа), а также гнездом под джек, чьё расположение вызывает в памяти гитары
HAGSTRÖM. Пикгард удерживается на гитаре
прикрученными к хвосту грифа ушками звукоснимателя, металлическим кронштейном, привинченным к обечайке, а также дополнительной опорой на бридж. Подобные
навесные темброблоки продавались также отдельно для самостоятельной электрификации акустических инструментов и могли иметь до трёх интегрированных
датчиков – поэтому в корпусе предусмотрено отверстие для галетного переключателя "Switch", в данной минимальной
комплектации прикрытое металлической заглушкой. Модель "5" имела на борту два звукоснимателя, а при замене струнозацепа на тремоло Vibralux
превращалась в модель "6". В 1965 году на смену звукоснимателям в белых пластмассовых корпусах пришли более солидно выглядящие датчики
PowerTone, поэтому хронологический диапазон существования данной
конкретной ипостаси "четвёрки" достаточно узок.
Рассматриваемая гитара, как это обычно и происходит с со старинными "народными" палками, оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, она наделена
неоспоримым своеобразным шармом, достаточно удобна, имеет мензуру 625 мм и вполне пригодна для всего диапазона музыки, актуальной на начало 60-х – биг-бит,
рок-н-ролл, мод-рок, электрический фолк и иные нетяжёлые стили звучат на ней вполне убедительно и аутентично. С другой стороны, выхлоп звукоснимателя
(при заявленном сопротивлении 15 кОм) подозрительно слаб, а назвать голос инструмента "насыщенным чарующими обертонами" несколько затруднительно. С третьей
стороны, вопрос, насколько важны благородные гармоники для гитары, из которой прыщавые подростки исступлённо выколачивали свой туповатый гаражный рок,
остаётся дискутируемым.
Данный экспонат, выпущенный, вероятно, в 1965 году (серийный номер 26520037), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Лабинским
коллекционером Максимом БУРЦЕВЫМ в 2025 году.
|