МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


DEFIL Tarantella

Электрогитара DEFIL Tarantella

Серийное производство электрогитар в Польской Народной Республике началось в 1966 году на Быдгощской фабрике аккордеонов. Деревянные части для них изготавливались на Нижнесилезской фабрике струнных инструментов (Dolnoslaska Fabryka Instrumentow Lutniczych), открытой в районе 1945 года в городе Любине (не путать с Люблином) на базе бывшей мануфактуры немецкой компании LANGER & Co, пилившей там детали для своих берлинских роялей. С 1968 года обе фабрики строгали первые модели Samba и Lotos параллельно, а с 1969 года DEFIL (буква "Е" была добавлена в название из соображений сугубо фонетических) осталось единственным государственным предприятием, выпускавшим электрогитары в Польше. Через смены собственников и названий после Поворота фабрика сумела дотянуть до 2005 года, после чего закрылась окончательно. Традиционно считается, что польское гитаростроение оказало большое влияние на Львовских лютнеров. Мы рассмотрим 12-тиструнную полуакустическую электрогитару Tarantella, выпускавшуюся в период с 1969 по 1974 год.
Полый корпус инструмента собран из заметно профилированных дек из кленовой фанеры (верхняя дека усилена парой продольных пружин) и достаточно узкой обечайки из букового шпона. Массивный гриф, склеенный из двух брусков клёна, крепится к корпусу тремя шурупами, проходящими через треугольный металлический некплейт. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта целлулоидным лепестком, напоминающим аналогичные детали немецких гитар. Трёхслойный верхний порожек является направляющей гребёнкой для нулевого лада. Эбеновая (на более поздние инструментах использовался палисандр) накладка размечена круглыми маркерами, продублированными чёрными точками на ребре. Раздельная колковая механика фабрики MUZA с характерными круглыми металлическими бутонами (скопированными в 90-е Алапаевским заводом) установлена на две стороны через небольшие аккуратные втулки. Инструмент выкрашен в достаточно яркий санбёрст, гриф и эфы обрамляет однослойный кант, обе деки украшены кантом четырёхслойным, лицевая сторона пера грифа оклеена палисандровым шпоном (откуда на ней взялись оригинальные лого с гитар Julia и Romeo на голове грифа – история умалчивает), а на верхней деке красуется пластмассовый логотип фирмы-изготовителя.
В металлическом струнодержателе также отчётливо проступают тевтонские мотивы: за крючковатый выступ прикрученного к нижнему торцу гитары держателя цепляется фигурная металлическая пластина в виде трапеции с парой вытянутых декоративных отверстий. С тыльной стороны к пластине припаяна прямоугольная "полочка" с отверстиями для струн. Незакреплённый на корпусе деревянный бридж с пластиковой косточкой позволяет отстраивать общую высоту струн и в каких-то пределах регулировать мензуру. Высокие металлические антабки имеют, как мне кажется, несколько "опасный" пологий профиль.
Электроника гитары состоит из двух намертво прикрученных к деке через фетровые подкладки нерегулируемых синглов, наследующих HAGSTROM'ам, с которых, собственно, копировались первые польские электрогитары ("рамки" являются неотторжимой частью корпусов звукоснимателей), размещённого на металлической пластине в форме полумесяца темброблока (раздельные регуляторы уровня звукоснимателей и общий обрез ВЧ) и разъёма под джек, привинченного к обечайке через прямоугольный металлический джекплейт.
Рассматриваемый инструмент традиционно производит двоякое впечатление: это достаточно яркая "квинтэссенция 60-х", с их бесхитростной прямолинейностью, мензурой 648 мм и довольно звонким гортанным голосом, уместным в электрофолке, бодрых эстрадных номерах и сентиментальных балладах. В то же время гитара имеет весьма солидный профиль грифа (и при этом достаточно узкую для столь обширного табора струн ширину), беззастенчиво кивает головой и в целом воспринимается несколько грубоватой. Хотя, если сравнивать её с незабвенной МАРИЕЙ-Ритм...

Данный экспонат, произведённый в 1969 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ’у Лабинским коллекционером Максимом БУРЦЕВЫМ в 2025 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ